Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии
Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии
Организационное собрание для ординаторов 1 года обучения состоится 2 сентября в 11.00 по адресу: Заневский пр.1/82, 5 подъезд, 3 этаж
Клинические базы кафедры:
- Городская психиатрическая больница № 7 им. акад. И.П. Павлова «Клиника неврозов».
Адрес: Васильевский остров, 15-я линия д. 4/6. - Научно- исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.
Адрес: ул. Бехтерева, д. 3. - Психоневрологический диспансер № 8 (сексологический центр).
Адрес: ул. Гагарина, д. 18/3. - Городская психиатрическая больница им. П.П. Кащенко.
Адрес: ул. Канонерская, д. 12. - Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина.
Адрес: ул. Чапыгина, д. 13. -
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница Святого Николая Чудотворца"Адрес: наб. реки Мойки, 126
-
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница №3 им. И.И. Скворцова-Степанова"Адрес: Фермское шоссе, 36
-
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Психоневрологический диспансер Фрунзенского района"Адрес: пер. Подъездной, 21
-
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Психоневрологический диспансер №10"
Телефон: 8 (812) 327-35-93, 8 (812) 321-47-06
E-mail: psychotherapy@szgmu.ru
Режим работы: 9:00–17:00.
График приёма заведующим: пн., ср., 10:00–15:00.
Направления деятельности
Форма обучения: дневная. Нормативный срок обучения: специалитет (вопросы общей психологии, педагогики), повышение квалификации по психотерапии, медицинской психологии и сексологии 72 ч., 144 ч., 216 ч., профессиональная переподготовка по психотерапии и сексологии 504 ч., двухлетняя ординатура по психотерапии, а также короткие циклы 36 ч. по психотерапии и сексологии в рамках непрерывного медицинского образования (НМО).
Наличие учебных кабинетов: 4 кабинета на основной базе, учебные кабинеты на дополнительных базах.
Коллектив кафедры включает 22 преподавателя. Основу учебной работы составляют циклы общего и тематического усовершенствования для врачей-психотерапевтов, врачей-психиатров, психиатров-наркологов, медицинских психологов, специалистов по социальной работе, врачей лечебного профиля; циклы первичной профессиональной переподготовки по психотерапии для врачей-психиатров. В целом за год на кафедре обучаются до 400 слушателей.
Учебная программа постоянно обновляется с учетом современных тенденций и потребностей развития психотерапевтической и психиатрической помощи. В настоящее время проводятся такие циклы, как: Психотерапия; Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии; Психотерапия в соматической клинике; Организационные вопросы психотерапевтической помощи, реабилитации и актуальные проблемы современной психотерапии; Клиническая консультативная гештальт-терапия; Личностно-ориентированная психотерапия; Современные методы индивидуальной и групповой психотерапии; Теория и практика арт-терапии; Актуальные вопросы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии психических расстройств и аддиктивного поведения; Медицинская (клиническая) психология; Медицинская психология и психотерапия; Актуальные вопросы медицинской психологии в сестринском деле; Патопсихология и психологическая диагностика; Психотерапия детей, подростков и взрослых (сертификационный); Психотерапия при пограничных нервно-психических расстройствах у детей и подростков; Основы групповой и семейной психотерапии у детей и подростков; Психотерапия супружества и развода; Групповая и семейная психотерапия при аддиктивном и наркоманическом поведении у детей и подростков; Перинатальная психотерапия; Психология и психотерапия семьи; Семейная психотерапия; Клиническая психология и психотерапия; Клиническая психология и психотерапия семьи и детства; Аналитическая психодрама; Когнитивно-поведенческая психотерапия у детей и подростков; Игровая психотерапия; Методы телесно-ориентированной психотерапии при лечении нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослых; Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков; Гештальт-терапия детей, подростков и взрослых; Современные формы супервизии и балинтовских групп: совершенствование профессиональных качеств психотерапевта; Нормальная сексология и сексопатология; Психогенные сексуальные расстройства; сексуальные расстройства при соматических заболеваниях и вследствие медикаментозной терапии; Сексология в практике врача общего профиля (психосоматические аспекты); Современные методы лечения сексуальных расстройств; современные методы психотерапии сексуальных расстройств; Сексологическое консультирование; Основные направления современной психотерапии и психологической коррекции; Патопсихология и психологическая диагностика (традиционные и современные методы исследования психических процессов, личности, эмоциональной сферы).
Акцент ставится на освоение слушателями навыков применения методик, умение анализировать и интерпретировать полученные результаты, составлять профессиональные заключения психологического обследования пациентов. Проводятся разборы на клинических базах кафедры.
Читаются лекции, проводятся практические занятия по темам: психологические факторы в формировании и течении психосоматических расстройств и заболеваний; психологические механизмы развития и коррекции эмоционального стресса и кризисных состояний; психология и психотерапия суицидентов; психологические аспекты геронтологии; психологические аспекты сексопатологии и методы психологической коррекции сексуальных расстройств; психология лиц, страдающих зависимостями; методы психотерапии и психологической коррекции при патологических зависимостях; основы психологии здоровья; основы конфликтологии; основы профессиональной психологии.
Уделяется большое внимание теме профессионального выгорания, проводятся занятия по диагностике и коррекции этого синдрома, балинтовские группы, тренинги профессиональных навыков и коммуникаций.
Организованы циклы для медицинских сестер и социальных работников «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии». Освоению объемного материала помогают издаваемые кафедрой разнообразные учебно-методические пособия. Организуются выездные сертификационные циклы, семинары по тематике, согласованной с принимающей стороной.
На кафедре молодые специалисты могут получить углубленную профессиональную подготовку в двухлетней клинической ординатуре по психотерапии. За годы существования кафедры в интернатуре и ординатуре подготовлено около 500 специалистов.
Многие выпускники кафедры успешно работают в лечебных учреждениях страны и города Санкт-Петербурга, в том числе на клинических базах кафедры, поддерживая ее традиции, помогая воспитанию следующих поколений молодых специалистов.
В программу циклов усовершенствования включены традиционные и новые методы психодиагностики и психокоррекции в различных областях медицины, включая психиатрию, наркологию, психосоматическую медицину, судебно-психологическую экспертизу и др. На практических занятиях со слушателями проводятся различные виды социально-психологического тренинга, баллинтовские группы, динамические группы с включением гештальт-экспериментов и метода кататимного переживания образов, гештальт-терапия в группе и супервизия.
Кафедра сотрудничает с европейскими клиниками, институтами и университетами, что позволяет внедрять в отечественную клиническую психологию и психотерапию новейшие технологии.
Кафедра приглашает врачей (сексологов, психиатров, психотерапевтов, невропатологов, акушеров-гинекологов, урологов, эндокринологов, врачей общего профиля), психологов, работников служб семьи для прохождения курсов усовершенствования по сексологической проблематике.
Обучение проводится:
- на бесплатной (бюджетной) основе по плановым путевкам, распределяемым через областные (краевые, республиканские) органы здравоохранения, а также по дополнительным путевкам, выделяемым Университетом по заявкам руководителей органов здравоохранения и ЛПУ;
- на платной основе по счетам-путевкам, выделяемым по заявкам (ходатайствам) ЛПУ, не относящихся к системе МЗ РФ (Министерства обороны, путей сообщения, внутренних дел и др.), ЛПУ негосударственных форм собственности, а также по личным заявлениям граждан.
Слушатели обеспечиваются общежитием гостиничного типа. Обучение граждан зарубежных государств осуществляется только платно. Возможно проведение выездных хоздоговорных циклов по заявкам учреждений.
Научные интересы кафедры с начала ее существования и по настоящее время широки и многообразны. Сотрудники кафедры продолжают традицию Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии.
Научные исследования последних лет проводились в рамках изучения таких тем, как: «Методы долговременной и краткосрочной психотерапии, психопрофилактики при нервно-психических расстройствах», «Изучение эффективности методов психотерапии и личностно-профессиональных качеств психотерапевта при лечении нервно-психических расстройств у взрослых, подростков и детей», «Холистический подход в исследовании и терапии аффективных расстройств», «Психотерапия и психосоциальная работа в комплексной терапии больных шизофренией».
Сегодня сотрудники кафедры занимаются изучением систем организации психиатрической и психотерапевтической помощи, внедрением психотерапии и психосоциальной деятельности в практику работы различных лечебных учреждений. Занимаются исследованием роли личности в возникновении и развитии пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. В частности, усилия кафедры сосредоточены над разработкой психологических основ патогенетической психотерапии, включая психодиагностическое сопровождение на всех этапах психотерапевтического процесса. Изучаются причины супружеских дисгармоний в семьях больных невротическими расстройствами и эффективность групповой и индивидуальной гештальт-терапии в коррекции невротических расстройств.
Проходит изучение психологических факторов при различных соматических и нервно-психических заболеваниях в связи с разработкой направлений психологической коррекции в системе комплексной терапии и реабилитации пациентов.
Кроме того, изучаются следующие вопросы:
- Проблемы реабилитации больных с сексуальными расстройствами и разработка сексологических аспектов реабилитации больных несексологического профиля.
- Разработка и практическое освоение методик оценки полоролевого поведения (отдельно для мужчин и отдельно для женщин).
- Создание дифференцированных лечебно-реабилитационных программ при различных сексуальных расстройствах.
- Семейная психотерапия и аналитико-системная семейная психотерапия.
- Перинатальная психология, психиатрия и психотерапия.
- Современные методы групповой психотерапии при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.
- Психосоматические соотношения, психотерапия и реабилитация при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.
- Клиническая психология и психотерапия семьи и детства.
- Краткосрочная кризисная психотерапия
- Интеграция идей, методологии и практики психоанализа, психодинамической психиатрии, теории поля, системного, нарративного подходов, актерно-сетевой парадигмы, идей нейропсихоанализа
- Супервизионные технологии профессиональной поддержки врачей и других специалистов «социономических» профессий
Сотрудники кафедры проводят индивидуальные и семейные консультации, курируют различные психотерапевтические, психиатрические и психосоматические отделения, оказывая консультативную помощь в диагностически и тактически сложных случаях, проводят как психофармакотерапию, так и различные виды психотерапии – личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию, когнитивно-поведенческую психотерапию, поддерживающую психотерапию, арт-терапию, семейную психотерапию, психодраму и др. Профессора и доценты кафедры проводят открытые клинические разборы.
В лечебную практику клинических баз внедряются результаты научных исследований по оптимизации индивидуальной и групповой психотерапии, психосоциальной работы, создаются психообразовательные программы, формируется терапевтическая среда. Профессора и доценты кафедры проводят индивидуальную и групповую супервизию, балинтовские группы для специалистов.
В настоящее время сотрудники кафедры взаимодействуют с Клиникой динамической психиатрии Ментершвайге (Мюнхен, Германия), Институтом музыкальной терапии при Высшей школе музыки и театра г. Гамбурга (Германия), Институтом гуманистической и экзистенциальной психологии (HEPI) (Бирштонас, Литва).
Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, М.Ю. Городнова – эксперты UNICEF (Детского Фонда ООН). Они принимали участие в реализации программ ЮНИСЕФ в Кыргызстане и на Северном Кавказе. Договор о научно-практическом сотрудничестве с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Кыргызско-Российский Славянский университет.
В.А. Винокур является членом консультативного совета Международной Балинтовской Федерации (IBF), членом редакционной коллегии «Balint–Journal (Zeitschrift der Deutschen Balint–Gessellschaft)» (Германия).
Сотрудники кафедры также участвуют в мероприятиях ВОЗ, ESCAP (Европейского общества детской и подростковой психиатрии), BEWP (Международной ассоциации «Мост между Восточной и Западной Психиатрией»), Международной Балинтовской Федерации и других международных организаций.
Бомов Павел Олегович И.о. заведующего кафедрой, кандидат медицинских наук, доцент, эксперт Росздравнадзора по вопросам психиатрии, психиатрии-наркологии, психотерапии и сексологии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. |
|
Зотова Анна Владимировна Заведующая учебной частью кафедры ДПО, кандидат медицинских наук. |
|
Парфенова Дина Андреевна Доцент кафедры, заведующая учебной частью ВО, кандидат психологических наук |
|
|
Алексеев Борис Егорович Профессор кафедры, доктор медицинских наук. |
Бабин Сергей Михайлович Профессор кафедры, доктор медицинских наук. |
|
|
Васильева Анна Владимировна Профессор кафедры, доктор медицинских наук. |
Винокур Владимир Александрович Профессор кафедры, доктор медицинских наук. |
|
|
Лиманкин Олег Васильевич Профессор кафедры, доктор медицинских наук. |
Соловьева Светлана Леонидовна Профессор кафедры, доктор психологических наук. |
|
Федорова Анна Игоревна Профессор кафедры, доктор медицинских наук. |
|
Выходцев Сергей Владимирович Доцент кафедры, кандидат медицинских наук. |
|
|
Еричев Александр Николаевич Профессор кафедры, доктор медицинских наук. |
Иоффе Елена Викторовна Доцент кафедры, кандидат психологических наук. |
|
Ковпак Дмитрий Викторович Доцент кафедры, кандидат медицинских наук. |
|
|
Козловская Лариса Ивановна Доцент кафедры, кандидат медицинских наук. |
|
Меркурьева Анна Андреевна Доцент кафедры, кандидат психологических наук. |
Портнова Алла Георгиевна Доцент кафедры, кандидат психологических наук. |
|
Ершов Борис Борисович Доцент кафедры, кандидат психологических наук |
|
|
Александрова Нина Викторовна Ассистент кафедры. |
Ануфриюк Ксения Юрьевна Доцент кафедры, кандидат психологических наук |
|
Галицына Елена Юрьевна Доцент кафедры, кандидат психологических наук |
|
Петуров Игорь Анатольевич
Ассистент кафедры, кандидат психологических наук. |
|
Цыганкова Елизавета Сергеевна Ассистент кафедры |
Начало преподавания психотерапии в Ленинградском ГИДУВе – СПб МАПО – СЗГМУ им. И.И. Мечникова относится к 1975 г., когда на кафедре терапии № 2 (зав. каф. проф. Губачев Ю.М.) был организован курс психотерапии, которым руководили профессор Сергей Сергеевич Либих и доцент Нина Александровна Михайлова.
Учебной базой курса явилась Клиника неврозов им. И.П. Павлова. Многолетний опыт преподавания психотерапии столь опытными педагогами сыграл важную роль в подготовке к открытию кафедры психотерапии, которое состоялось в 1982 г. Первым заведующим уже самостоятельной кафедры психотерапии стал главный психотерапевт Министерства здравоохранения СССР и России, признанный лидер российской психотерапии профессор Борис Дмитриевич Карвасарский, который руководил кафедрой с 1982 по 1993 гг. С его именем связано формирование Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Благодаря Б.Д. Карвасарскому были заложены основы организации психотерапевтической помощи и целое поколение отечественных психотерапевтов получило свое профессиональное становление.
В последующие годы кафедрой заведовали профессора Виктор Анатольевич Ташлыков и Владимир Иванович Курпатов. В Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова кафедра психотерапии была основана в 2003 г. Ее возглавил к.м.н. Сергей Александрович Подсадный. После слияния двух вузов объединенной кафедрой руководил профессор В.И. Курпатов. Затем с 2012 г. по 2019 г. кафедру психотерапии возглавлял д.м.н. Сергей Михайлович Бабин.
Кафедра сексологии – единственная кафедра этого профиля в системе последипломного образования. Основана 2 января 1989 г. ее первым заведующим, доктором медицинских наук, профессором С.С. Либихом, который возглавлял кафедру до 2000 г. Профессор Борис Егорович Алексеев руководил кафедрой с 2000 по 2014 гг., а в 2014 году произошло слияние кафедры психотерапии и кафедры сексологии.
Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ведет свою историю с 1986 года, преподавание детской психиатрии и психотерапии осуществлялось на кафедре психотерапии с курсом детско-подростковой психотерапии СПбМАПО. 2 июля 2002 года была образована самостоятельная кафедра в составе МАПО. В 2007 году по решению Ученого совета Академии кафедра была переименована, и в ее названии появилась «медицинская психология», что в полной мере стало отражать тематику научной и практической работы. В 2011 году, в связи с образованием нового учебного заведения – Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова путем слияния СПбМАПО и Санкт-Петербургской медицинской академии имени И.И. Мечникова, кафедра в составе педиатрического факультета вошла во вновь образованный вуз. Бессменным руководителем курса, а затем кафедры был д.м.н. профессор Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич.
Кафедра психологии и педагогики была создана 15 апреля 1986 года. Ее возглавила кандидат педагогических наук доцент Шопина Жанна Григорьевна, которая заведовала кафедрой с 1986 по 1992 гг. и с 1998 по 2000 гг.
В период с 1992 года по 1995 год должность заведующего кафедрой занимал профессор Овчинников Борис Владимирович.
В 2001 году в результате реорганизации была создана кафедра педагогики и психологии с курсом новых технологий обучения факультета дополнительного профессионального образования. В 2002 году в связи с отделением курса новых технологий обучения кафедра была переименована в кафедру психологии и педагогики, а в 2012 году, после образования нового учебного заведения – Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова, переименована в кафедру общей, медицинской психологии и педагогики
С 2000 и по 2019 гг. кафедрой руководила доктор психологических наук, профессор Соловьева Светлана Леонидовна.
В 2019 г. произошло слияние сразу трех кафедр: кафедры психотерапии и сексологии, кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии и кафедры общей, медицинской психологии и педагогики. Объединенную кафедру психотерапии, медицинской психологии и сексологии возглавляет доктор медицинских наук Евгений Юрьевич Абриталин.
Методические и иные документы, разработанные кафедрой для обеспечения образовательного процесса
- Психотерапевтическая помощь пациентам с психозами.
- Методы поведенческой психотерапии, уменьшающей страхи.
- Групповая психотерапия экзистенциальной направленности пациентов с эндогенными расстройствами.
- Психотерапия и психосоциальная работа в системе лечения и реабилитации психических больных.
- Организация психотерапевтической помощи и психосоциальной работы в психиатрическом стационаре.
- Семейная психотерапия невротических больных.
- Краткосрочная интегративная личностно-ориентированная психотерапия.
- Основы экзистенциальной психотерапии.
- Техники арт-терапии для депрессивных больных.
- Семейная психотерапия и психология семейных взаимоотношений психически больных. – СПб.: СПб НИИ им. В.М. Бехтерева, 1995. – 31 с. (Алексеев Б.Е., Лукина И.С.)
- Сексологическая реабилитация в психиатрических лечебных заведениях. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2008. – 160 с. (Алексеев Б.Е.)
- Ювенильная сексология: руководство для специалистов молодежных клиник/ Руководство. – Минск.: В.И.З.А. ГРУПП, 2009. –352 с. (Алексеев Б.Е., Доморацкий В.А.)
- Понятие нормы в сексологии. СПб.: Изд-во СПб МАПО, 2010. – 25 с. (Алексеев Б.Е.)
- Предмет сексология. – СПб.: Изд-во СПб МАПО, 2011. – 64 с. (Алексеев Б.Е.)
- Алгоритм оказания медицинской помощи мужчинам с сексуальными расстройствами/ Методические рекомендации: Б.Е. Алексеев, М.В. Екимов. – СПб: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012.
- Полоролевое поведение и его акцентуации. – СПб: Речь, 2013. – 144 с. (Алексеев Б.Е.)
- Психосексуальный диатез у пациентов с психическими расстройствами. – СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. – 40 с. (Алексеев Б.Е.)
- Фармакогенные сексуальные дисфункции. – СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2016. – 48 с. (Алексеев Б.Е., Выходцев С.В.)
- Психосексуальная сфера женщин, больных неврозами. Ч.I. – СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – 48 с. (Алексеев Б.Е.)
- Психосексуальная сфера женщин, больных неврозами. Ч.II.- СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – 52 с. (Алексеев Б.Е.)
- Краткосрочная психокоррекционная программа сексологической реабилитации мужчин, перенесших инфаркт миокарда. – СПб.: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019.- 84 с. (Б.Е. Алексеев, В.Л. Винтер.)
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1986, 1990, 1999).
- Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам» (Эйдемиллер Э.Г., 1973).
- Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999).
- Диагностическая и психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (ЛСП) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1990, 1999).
- Тест «Возраст. Пол. Роль.» (ВПР) (Юстицкис В., Эйдемиллер Э.Г., Кудрявцева Т.В, 1999).
- Тест отношений беременной (Добряков И.В., 2003, 2006).
- Технология выявления психологической защиты и копинг-поведения у детей (Никольская И.М., 1999).
- Метод серийных рисунков и рассказов – интегративная арт-терапевтическая технология психологической диагностики и консультирования детей и подростков (Никольская И.М., 2003, 2009).
- Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» (Маргошина И.Ю., 2008).
- Новые варианты проективной методики «Семейная социограмма» (Пушина В.В., Никольская И.М., 2009, 2010).
- Модели супервизии: учебное пособие (Маргошина И. Ю., 2015).
- Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: учебное пособие для врачей и психологов / под ред. Э.Г. Эйдемиллера (2010)
- Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе: учебное пособие для врачей и психологов (Александрова Н.В., Городнова М.Ю., Эйдемиллер Э.Г., 2010).
- Подростковая превентология в 2-х ч. – (Городнова М.Ю., Коломиец И.Л., Кокоренко В.Л., Маргошина И.Ю. 2018,2019).
- Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).
Студенческое направление:
- Психология, познавательные психические процессы чувственного уровня познания: ощущение и восприятие: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2013. – 24 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.);
- Психология конфликтного поведения: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2014. – 48 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Муртазина И.Р.);
- Психология личности: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2015. – 44 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Грива О.В.);
- Психология малой группы: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2015. – 40 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Грива О.В.);
- Основы психологии здоровья: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2017. – 56 с. (Соловьева С.Л.);
- Познавательные психические процессы: мышление, речь, интеллект: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2017. – 60 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Муртазина И.Р.);
- Психологические профессиональные приемы в общении врача и пациента: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 40 с. (Соловьева С.Л., Меркурьева А.А.);
- Основы геронтопсихологии: учебно-методическое пособие – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 60 с. (Соловьева С.Л., Портнова А.Г.);
- Психологические аспекты медико-социальной экспертизы: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 32 с. (Саковская В.Г.);
- Основы педагогики: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 28 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.);
- Педагогическое общение: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 36 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.);
- Эмоционально-волевая сфера личности: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2019. – 28 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.)
Модели психотерапии:
- Краткосрочная аналитическая психодрама (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2000, 2005).
- Аналитико-системная семейная психотерапия (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2002, 2005).
- Краткосрочная бифокальная семейно-групповая психотерапия (Городнова М.Ю., 2004).
- Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия (Билецкая М.П., 2006).
- Модель обучающей супервизии (Александрова Н.В., Городнова М.Ю., 2010).
- Модель реабилитации «Добрякова-Никольской» для пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами (Добряков И.В., Никольская И.М., 2009).
- Модель психологической коррекции эмоций и поведения у матерей детей с сахарным диабетом (Коломиец И.Л., 2014)
- Модель актерно-сетевой психодрамы (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2019)
- Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы (Винокур В.А. – 2019. – 263 с.).
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter