Кафедра педагогики высшей школы
Кафедра педагогики высшей школы
Адрес: Пискаревский пр. 47, пав. 32/4
Телефон: 545-10-85
Публикации и CD - диски кафедры
Направления деятельности:
Научная деятельность:
- Управление качеством образования. Использование современных принципов стандартизации для повышения эффективности систем управления качеством в медицинском ВУЗе.
- Инновационное развитие образовательного процесса учебного заведения.
Образовательная деятельность:
На кафедре проводится подготовка и повышение квалификации преподавателей медицинских вузов и медицинских колледжей (училищ).
Циклы кафедры:
- Высшее медицинское образование в России: качество и инновации (зав.кафедрами и профессора медицинских образовательных учреждений) - 108 часов
- Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов среднего звена (для преподавателей медицинских училищ и колледжей) - 144 часа
- Федеральные государственные образовательные стандарты и их учебно-методическое сопровождение (для руководителей и преподавателей медицинских вузов)– 144 часа
- Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности преподавателя высшей школы (преподаватели медицинских вузов со стажем работы более 5 лет) - 144 часов
- Основы педагогики и психологии в высшей медицинской школе (преподаватели медицинских вузов со стажем работы менее 5 лет) - 144 часа
- Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателей: инновации и традиции (преподаватели медицинских вузов со стажем работы более 5 лет было) - 108 часов
- Преподаватель высшей школы (профессиональная переподготовка специалистов с высшим образованием по специальности - 1440 часов
На циклах рассматриваются:
- методологические проблемы медицины;
- актуальные вопросы педагогики высшей медицинской школы;
- педагогическое мастерство преподавателя медицинского вуза, учебно-методическая работа в вузе;
- проблемы развития личности в процессе обучения;
- управление познавательными процессами;
- психология педагогического общения;
- формы, методы и технологии обучения, активные методы обучения, технологии оценивания результатов обучения;
- использование вычислительной техники в организации учебного процесса и научной работе в ВУЗе и другие.
При комплектовании циклов учитывается различный уровень профессиональной и методической подготовки и интересов различных контингентов слушателей и, исходя из этого, повышение их квалификации проводится дифференцированно для ассистентов с учетом стажа и опыта работы, доцентов, профессоров и заведующих кафедрами.
Для преподавателей университета с 2003 года проводится профессиональная переподготовка по специальности «Преподаватель высшей школы» в течение 10 месяцев (1440 часов) по программе, утвержденной координационным советом МЗ РФ по психолого-педагогическому обеспечению непрерывного медицинского и фармацевтического образования и подготовке и повышению квалификации преподавателей медицинских вузов. Такой вид подготовки позволяет значительно повысить профессиональный уровень молодых преподавателей академии, эффективно повысить уровень научно-методического обеспечения кафедр.
Обучение осуществляется в компетентностной технологии, в учебном процессе используются инновационные методики активного обучения, информационные технологии, «Портфолио», что позволяет глубоко связать теоретический материал с практической работой, овладеть необходимыми психолого-педагогическими умениями.
На кафедре разработаны и внедрены критерии оценки качества подготовки на различных этапах обучения. Использование дистанционных технологий позволяет проводить циклы обучения в других городах.
Перспективным направлением является использование кредитной технологии: на кафедре разработана и внедрена система академических кредитов для преподавателей.
Трегубова Елена Сергеевна - заведующая кафедрой, доцент, кандидат медицинских наук. Автор более 200 научных работ, в том числе по проблемам управления качеством образования, методического обеспечения учебного процесса и последипломной подготовки специалистов. Стаж научно-педагогической деятельности более 20 лет. Сертифицированный эксперт Рособнадзора.
Сфера научных интересов - управление качеством образования; внедрение ФГОС в вузах и их методическое сопровождение, оценка результативности обучения студентов; компетентностный подход; профессиональное здоровье медицинских работников и преподавателей медицинских вузов.
Петрова Наталья Алексеевна - доцент, зав. учебной частью кафедры, кандидат медицинских наук. Педагогическая деятельность более 25 лет. Автор более 50 научных трудов.
Сфера научных интересов - моделирование практического занятия, использование активных методов обучения, развивающее обучение; методическое сопровождение учебного процесса
Лебедева Маргарита Борисовна - профессор кафедры, доктор педагогических наук. Стаж научно-педагогической деятельности более 30 лет. Член диссертационного совета Д 008.011.01 в «Институте педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования. Награждена медалью К. Д. Ушинского за многолетнюю научную и педагогическую деятельность
Сфера научных интересов - дидактика высшей школы, информационные технологии, дистанционное образование, технология развития критического мышления.
Лифляндский Владислав Геннадьевич - профессор кафедры , доктор медицинских наук. специалист по информационным технологиям. Стаж научно-педагогической деятельности более 35 лет. Зам. главного редактора журнала «Вопросы здорового и диетического питания»
Сфера научных интересов: использование информационных технологий в образовательном процессе, проблемы здорового образа жизни и питания, доказательная медицина.
Михайлов Сергей Михайлович - профессор кафедры, доктор медицинских наук, специалист по управлению качеством медицинской помощи. Стаж научно-педагогической деятельности более 25 лет. Автор более 100 научных трудов.
Сфера научных интересов: использование современных принципов стандартизации для повышения эффективности систем управления качеством медицинской помощи, использование автоматизированной системы экспертизы качества для обучения специалистов.
Даутова Ольга Борисовна - доцент кафедры, доктор педагогических наук. Автор более 100 научных трудов. Стаж научно-педагогической деятельности более 12 лет. Член диссертационного совета Д 212.199.12 по защите докторских и кандидатских диссертаций. В 2010 году награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской федерации за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.
Сфера научных интересов - дидактика высшей школы; методология, история и мониторинг качества педагогического образования; инновационные технологии обучения, развивающее обучение, проблемное обучение, технология развития критического мышления; организация самостоятельной работы студентов.
Сомова Наталья Леонтьевна - доцент кафедры, кандидат психологических наук. Стаж научно-педагогической деятельности 10 лет. Награждена знаком «За гуманизацию образования» Комитета по Образованию Санкт-Петербурга.
Сфера научных интересов: развивающее обучение, психология познавательных процессов, психология общения, психология обучения.
Загашев Игорь Олегович - старший преподаватель кафедры, психолог. Стаж научно-педагогической деятельности 16 лет. Награжден Премией Губернатора Санкт-Петербурга «Лучший преподаватель Санкт-Петербурга» (2008).
Сфера научных интересов: технологии развития мышления, инновационный менеджмент, современные технологии оценивания учебных достижений.
Имеет международный сертификат тренера-эксперта. Автор программы развития интеллекта.
Сотрудники кафедры ведут активную работу по внедрению системы качества в академии, ими разработана методология мониторинга качества процесса обучения, на базе кафедры функционирует Центр качества академии.
Кафедра педагогики высшей школы (ранее - новых технологий обучения) создана в 2002 году в рамках факультета подготовки и повышения квалификации преподавателей (ФППК) Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова, который был организован в феврале 1968 г. С тех пор накоплен большой опыт подготовки и повышения квалификации преподавателей медицинских вузов, разработаны программы тематического усовершенствования, повышения квалификации специалистов - преподавателей медицинского образовательного учреждения, а также критерии оценки качества их подготовки на различных этапах обучения.
В современных условиях значительно повышаются требования, предъявляемые к выпускникам медицинских вузов, к высшему медицинскому образованию, поэтому существовавшая до последнего времени информационная модель медицинского образования должна стать моделью формирования творческой личности, и основная роль здесь принадлежит педагогу. Качество образовательной услуги напрямую зависит от профессионализма преподавателей, от их профессионального отношения к работе, к преподаваемому предмету.
Задачи педагога – не просто передать студенту все более увеличивающийся объем знаний по специальности, а научить его мыслить самостоятельно, искать нужную информацию и использовать ее творчески. Поэтому знакомство преподавателей с инновационными технологиями, внедрение в педагогический процесс современных достижений педагогики, психологии, информатики приобретает особую актуальность. На кафедре работают врачи, педагоги, психологи, специалисты по информационным технологиям, специалисты по методической работе, специалисты по управлению качеством.
Публикации и CD - диски кафедры
Начато издание серии материалов под рубрикой «Библиотека преподавателя высшей школы» (сегодня серия насчитывает 10 изданий, 5 из которых имеют гриф УМО), выпущено учебное пособие на CD-диске «Преподаватель вышей школы: психолого-педагогические основы профессиональной компетентности».
I) методические публикации:
- Трегубова Е.С.Словарь преподавателя высшей школы: понятия, термины, определения., СПБ, СПбГМА, 2003-80 с.
- Соловьева С.Л., Трегубова Е.С., Дербенев Д.П. Конфликты в профессиональной деятельности. Учебное пособие. СПБ, СПбГМА, 2003-66 с.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб, 2003-283 с.
- Трегубова Е.С., Петрова Н.А., Нехорошев А.С.Охрана труда и обеспечение профессиональной безопасности в учреждениях здравоохранения и образования. М.. ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2003.- 192 с.
- Трегубова Е.С., Дианкина М.С., Петрова Н.А. Тестовый контроль в медицинском образовании. Учебное пособие с грифом УМО. СПБ, СПбГМА, 2004-90 с.
- Трегубова Е.С., Петрова Н.А. Рекомендации по составлению методических разработок занятий для преподавателей. Учебно-методическое пособие. СПБ, СПбГМА, 2005-20 с.
- Трегубова Е.С., Даутова О.Б., Петрова Н.А.Самостоятельная работа студентов медицинского вуза: современные подходы к организации и контролю. Учебное пособие с грифом УМО. СПБ, СПбГМА, 2008.- 80 с.
- Михайлов С.М., Карачевцева М.А., Трегубова Е.С. и др. Использование ситуационных задач различных типов для формирования клинического мышления и повышения качества образования при обучении в медицинском ВУЗе. Учебное пособие с грифом УМО. СПб, СПбГМА- 2009. - 83 с.
- Душенков П.А., Трегубова Е.С., Ищук Т.Н., Петрова Н.А.Учебно-методическое обеспечение стандартов нового поколения. Учебное пособие с грифом УМО. М. : 2009. – 103 с.
- Даутова О.Б. Дидактика высшей школы: современные педагогические технологии обучения студентов: материалы практикумов . - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - 82 с.
II) научные публикации:
- Лифляндский В. Г. Энциклопедия здорового питания. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2012. – 200 с.: илл.
- Лебедева М.Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в деятельности педагога профессионального образования. Учебник для студентов по направлению 051000 «Профессиональное обучение по отрас-лям»/СПб: СПб Гос. университет сервиса и экономики, 2011.- 250 с.
- Трегубова Е.С. Система качества в медицинском вузе. Мониторинг качества. Монография. СПб, СПбГМА, 2008. – 396 с
- Мохов Д.Е., Трегубова Е.С. Профессиональные компетенции врача-остеопата как основа профессионального стандарта (статья)//Традиционная медицина. – 2011. - №1 (24). – С.35-41
- Трегубова Е.С. Нехорошев А.С.Оценка условий труда преподавателей медицинских вузов (статья)// Медицина труда и промышленная экология. – 2011. - № 8. – С.29-34
- Шабров А.В., Ромашов П.Г., Трегубова Е.С. и др. Порядок организации и проведения I этапа мониторинга процесса обучения в учебном подразделении медицинского вуза. Методические рекомендации. СПБ, СПбГМА, 2006 - 24 с.
- Трегубова Е.С. Качество жизни преподавателей медицинских вузов (статья)//Профилактическая и клиническая медицина (Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова). – 2011. - № 1(38). – С.17-21
- Мохов Д.Е., Трегубова Е.С., Малков С.С. Компетентностная модель врача, оказывающего остеопатическую помощь (статья)//Мануальная терапия №2, 2010. – С.77-81 http://www.mtj.ru/num-38_2_2010.pdf
- Трегубова Е.С. Управление качеством образования в медицинском вузе (статья). Вестник СПбГМА им.Мечникова, СПб, 2008.- №2. - С. 65-68
- Лифляндский В.Г.Доказательная медицина в нутрициологии, часть 1: нутриенты и продукты питания в профилактике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний// Вопр. здор. и диет. питания, 2011. – № 1. – С. 39-48.
- Лебедева М. Б.Образовательные технологии: терминология и содержание //Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки). – c. 17-21.
- Даутова О.Б. Дидактика высшей школы: современные педагогические технологии обучения студентов: материалы практикумов . - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - 82 с.
- Лифляндский В. Г. Энциклопедия здорового питания. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2012. – 200 с.: илл.
- Лебедева М.Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в деятельности педагога профессионального образования. Учебник для студентов по направлению 051000 «Профессиональное обучение по отраслям»/СПб: СПб Гос.университет сервиса и экономики, 2011.- 250 с.
- Применение компьютерных средств обучения для формирования информационной компетентности преподавателей медицинского вуза / под ред. Е.С.Трегубовой. СПб. : ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012. – 69 с.
CD-диски:
- CD-диск " Преподаватель высшей школы: психолого-педагогические основы профессиональной компетентности ". Учебное пособие с грифом УМО. СПб, СПбГМА, ЯГМА, 2007
- CD-диск Основы педагогики и психологии в высшей медицинской школе. Учебно-методическое пособие. СПб, СПбГМА, 2009
- CD-диск Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателей: инновации и традиции. Учебно-методическое пособие. СПб, СПбГМА, 2010
- CD-диск Основные направления модернизации образования в высшей медицинской школе. Учебно-методическое пособие. СПб, СПбГМА, 20011
- CD-диск Информационные технологии, психология и андрагогика в деятельности преподавателей факультета повышения квалификации. Учебно-методическое пособие. СПб, СПбГМА, 2007
- CD-диск Высшее медицинское образование в России: проблемы и перспективы. Учебно-методическое пособие. СПб, СПбГМА, 20011
- CD-диск Новые педагогические технологии: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Учебно-методическое пособие. СПб, СПбГМА, 2006
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter