Кафедра латинского языка
Режим работы: 9:00 - 17:00 (пн - сб)
Адрес: Пискаревский пр., д.47, пав.32, 3 этаж
Телефон: 303 50 33, местный: 8393, 8392
E-mail: lingualatina@szgmu.ru
Сотрудники кафедры
Исполняющий обязанности заведующего кафедрой Алла Геннадьевна Ковзалина | |
Заведующий учебной частью кафедры, старший преподаватель Наталья Александровна Ульянкова | |
Доцент, кандидат исторических наук Шевченко Александр Александрович | |
Доцент, кандидат филологических наук Наталия Сергеевна Алимова | |
Старший преподаватель Лариса Андриановна Булейко | |
Старший преподаватель Гаврилюк Любовь Юрьевна | |
Старший лаборант Марина Борисовна Павлюченок | |
Старший лаборант Бреславская Анна Михайловна |
Преподаватели кафедры, преимущественно выпускники классического отделения филологического факультета СПбГУ, являются высококвалифицированными, широко образованными специалистами, активно работающими над совершенствованием учебного процесса. Участвуют в разработке методических пособий по всем аспектам дисциплины. Члены кафедры представляют университет на международных и всероссийских научных конференциях по классической филологии и проблемам преподавания медицинской латыни.
История кафедры
История курса латинского языка в Государственном институте медицинских знаний начинается в 1928 году после постановления Народного комиссариата просвещения о преподавании иностранных языков на младших курсах медицинских институтов и факультетов. Первым заведующим кафедрой латинского и иностранных языков был доцент А. В. Аккерман. С 1937 года до сентября 1941 года кафедрой руководил А. А. Горяинов. В сентябре 1941 г. заведующей кафедрой была назначена В. Ф. Четыркина.
В 1945 году по приказу МЗ РСФСР курс латинского языка был выделен в самостоятельную кафедру, которая просуществовала до 1955 года. Заведующей кафедрой латинского языка была назначена В. Ф. Четыркина.
В 1955 году произошло слияние кафедры латинского языка и кафедры иностранных языков. В 1962 году заведующей кафедрой латинского языка была назначена В. А. Горбачевич, также преподавателями латинского языка в то время являлись ассистенты Корнилова И.Б., Флеровская Н.П., Эпштейн.
В 1972 году на должность заведующей кафедрой избирается З. И. Котова. С 1 сентября 1984 года до лета 1985 года обязанности заведующей кафедрой исполняла Л.Э. Котова.
В качестве отдельного подразделения кафедра продолжила работу с ноября 1985 года по январь 1993 года, Заведующей кафедрой латинского языка стала к.ф.н. доцент Генриетта Николаевна Иванова. С 1993 года по 2006 год Г.Н. Иванова руководила кафедрой латинского и иностранных языков, с сентября 2006 года под её руководством кафедра снова была выделена в самостоятельное подразделение. За 1990 -2000 годы на кафедре были разработаны инновационные технологии обучения медицинской латыни. Введены, в частности, в учебный процесс эксегетические комментарии к профессиональной лексике и разработаны методы мотивации через важные для специалистов медиков общеобразовательные экскурсы. Это нашло отражение в публикациях кафедры.
Сотрудники кафедры латинского языка. Верхний ряд слева направо:
Булейко Лариса Андриановна, Павлюченок Марина Борисовна, Ковзалина Алла Геннадьевна
нижний ряд слева направо: Каледина Елена Владимировна, Иванова Генриетта Николаевна, Ульянкова Наталья Александровна (2007 год, ноябрь).
С 2009 года по настоящее время кафедрой руководит Алла Геннадьевна Ковзалина. Наряду с выполнением задачи формирования профессиональных компетенций в рамках дисциплины, особое внимание уделяется воспитанию будущих врачей, поскольку курс латинского языка решает также общекультурную задачу эстетического воспитания студентов.
С 1999 года кафедра сотрудничает с лицеем 179, изучение латинского языка начинается с 9 класса, выпускники лицея, как правило, становятся студентами университета и других медицинских вузов города.
Направления деятельности
Научная деятельность:
Научная работа кафедры ведется в двух направлениях, которые отражены в её названии – «Профессионально-терминологические и гуманитарные аспекты курса латинского языка в медицинском вузе». Гуманитарный аспект нашел отражение в книге Г.Н. Ивановой «Слова и выражения античного происхождения в русском языке и медицинской терминологии» (М., 2005 г.), рекомендованной УМО Минздравсоцразвития в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов страны. Часть работы носит научно-методический характер и представлена в виде пособий кафедры, публикаций различного уровня.
Кафедра ведет активную работу со студентами как через предмет, так и через индивидуальную научную работу по линии СНО. Студенты с большим интересом работают над такими темами, как: «Латынь из моды вышла ль ныне?», «Что в фобии тебе моей?», «Структура и семантика терминов с суффиксами –osis, -iasis, -ismus и терминоэлементом -pathia», «Зооморфизмы в медицинской терминологии», «Эксегетические комментарии в курсе медицинской латыни», «Сенека о здоровом образе жизни», «Синонимы и квази-синонимы в анатомической терминологии», «Античные аллюзии и латинские надписи как показатель культуры Санкт-Петербурга» и др. Участвуя в научных студенческих конференциях студенты СЗГМУ им. И.И. Мечникова занимают призовые места.
Ежегодно кафедра проводит внутривузовскую Олимпиаду по латинскому языку и основам медицинской терминологии, победители рекомендуются для участия студентов в Международной олимпиаде по латинскому языку и основам медицинской терминологии. Ежегодно студенты нашего университета становятся победителями и призерами Международной интернет-олимпиады по латинскому языку и основам медицинской терминологии.
Образовательная деятельность:
Обучение основам медицинской терминологии, построенной на базе латинского и греческого языков. Программа курса позволяет сформировать профессиональную языковую компетентность будущего врача, что дает возможность применять знание греко-латинских основ терминологии для анализа медицинской информации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Знание латинского языка помогает овладеть культурой мышления, воспитывает способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты, подготавливает к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций и вырабатывает способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке, для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности. Все это формирует определенный базис для последующего умения использовать медицинскую терминологию при прохождении профильных дисциплин на последующих курсах и в будущей медицинской практике.
Обучение ведется по федеральному учебнику М.Н. Чернявского «Латинский язык и основы медицинской терминологии», по учебнику Нечай М.Н. «Латинский язык и стоматологическая терминология», а также по пособиям, разработанным преподавателями кафедры.
Для каждого факультета создана рабочая программа, отвечающая целям и задачам обучения выпускников данной специальности. На это ориентирован содержательный компонент курса.
Перечень рабочих программ, разработанных кафедрой:
Уровень специалитета
- «Латинский язык и основы терминологии» специальность 31.05.01 Лечебное дело
- «Латинский язык и основы терминологии» специальность 32.05.01 Медико-профилактическое дело
- «Латинский язык и основы терминологии» специальность 31.05.03 Стоматология
- «Латинский язык и основы терминологии» специальность 31.05.02 Педиатрия
- «Латинский язык и основы терминологии» специальность 31.05.04 Остеопатия
Уровень бакалавриата
- «Латинский язык и основы терминологии» специальность 34.03.01 Сестринское дело
Додипломное образование:
- «Латинский язык и основы терминологии» для учащихся 9 -11 классов лицея №179
Принцип интеграции проявляется в подходах к содержанию учебного процесса по всем разделам терминологии, имеющим тесную связь со специальными дисциплинами. Каждая форма обучения имеет собственное учебно-методическое обеспечение. В своей работе кафедра ориентируется на самые современные справочные издания, постоянно корректирует учебные, учебно-методические пособия и контрольно-измерительные материалы.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter