«Главное не останавливаться в учении», – Д.А. Борисов, офтальмохирург рефракционного отделения Офтальмологической клиники СЗГМУ имени И.И. Мечникова
Отдел по связям с общественностью поговорил о развитии офтальмологической отрасли и любви к профессии с Борисовым Дмитрием Александровичем, врачом-офтальмологом высшей категории, офтальмохирургом рефракционного отделения Офтальмологической клиники СЗГМУ имени И. И. Мечникова, членом Европейской Академии Ортокератологии в СНГ / EurOk CIS & Russia.
— Дмитрий Александрович, добрый день! Расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали такую сферу, как медицина?
— Думаю, что все дело в наследственности: я все время крутился в медицинской среде. Отец у меня врач, дедушка был ветеринаром. Я думаю, что поэтому медицина меня всегда привлекала.
— Повлияло ли как-то на Ваше становление то, что вы из семьи врачей?
— Тут сложно сказать, потому что с одной стороны, это помогало – в доступе всегда были разнообразные книги в большом количестве, отец всегда мог подсказать в сложных ситуациях, как поступить. С другой стороны, мы из разных структур, он был военным врачом, а я гражданский. В то время это было неким преткновением.
— Как получилось, что Ваша жизнь стала связана с офтальмологией?
— На выбор специализации повлияли ученики отца: в свое время я хотел быть абдоминальным хирургом. Даже удалось поработать в военных госпиталях, когда была Чечня. Посмотрев на экстренную хирургию изнутри, я понял и решил, что мне нужно что-то более изящное и менее кровавое.
— Ваш стаж – 22 года. Это серьезное время, посвященное своей профессии. Как Вам удается сохранять энтузиазм и любовь в работе?
— Во-первых, нужно найти то, что по душе. Когда мне становится тяжело общаться с пациентами, и я чувствую, что поднакопилась усталость, меня спасает наука. Я пишу статьи, провожу различные исследования, переключаюсь и с новыми силами возвращаюсь в практику.
Вообще необходимо разнообразить свою жизнь, а главное не останавливаться в учении, потому что, если ты остановился, не читаешь книжек, думаешь, что ты все знаешь, то это путь к провалу. Я до сих пор каждый день что-нибудь читаю, каждый день хотя бы час-два что-то изучаю в офтальмологии – пусть это будет сайт, современный журнал, книги. Каждый раз нужно обновлять информацию, которой ты владеешь.
— Сразу появляется закономерный вопрос, как Вы распоряжаетесь своим временем?
— Сам хочу узнать, я все время хочу спать! (смеется)
— А было ли когда-нибудь желание сменить офтальмологию на другую специальность?
— Никогда. С конца третьего курса я решил стать офтальмологом. В СНО набирали только на четвертом курсе. Мне сказали, что сначала необходимо закончить цикл, который начинался только на пятом курсе. Я в начале 4 курса прошел цикл по офтальмологии, и меня взяли в СНО – там я полностью погрузился в науку. У меня был очень хороший руководитель, который дал много знаний и мотивации развиваться именно в этой специальности!
— Как Вы считаете, что самое сложное в офтальмологии?
— Да все сложное, но самое трудное – это не остановиться в развитии. Когда у тебя что-то не получается, надо не паниковать, а вдумчиво подойти к проблеме и понять, почему у тебя не выходит, как можно изменить ситуацию.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее про Ваши международные стажировки.
— В 90-е годы, когда было широкое распространение линз, большинство офтальмологов имели какую-то подработку в виде оптиков. Я в то время тоже работал в сети, которая занималась подбором линз и очков. Всех выделившихся офтальмологов отправляли на учебу в международный университет IVision, он находится в Праге. Мы несколько раз ездили в Чехию, учились подбирать линзы, разбирали сложные случаи.
— Есть ли разница в преподавании в России и зарубежом?
— Есть, в России много чего «разжевывают и дают на блюдечке», за рубежом – это сухие факты, если ты хочешь знать больше, иди почитай. Там заставляют людей работать за знания. Даже за большую плату за обучение ты не получишь никаких знаний просто так.
— А есть ли существенная разница в медицине?
— Я был на достаточно больших конференциях, нас водили по госпиталям, был в Германии, в Финляндии, и могу отметить, что главным различием является то, что за рубежом большое внимание уделяется профилактике. При лечении заболеваний за границей все клишировано, есть четкие стандарты оказания помощи. Врач пользуется готовыми протоколами, у нас врач более вдумчивый, широко погружается в проблему. Я, например, работаю в офтальмологии, но иногда консультирую ревматологический центр, гастроэнтерологию, потому что сочетание неспецифического воспаления тонкой кишки очень серьезно отражается на глазах.
— Какие главные тенденции в офтальмологии существуют сейчас?
— Очень большое внимание уделяется глаукоме, растет количество научных работ, внедряются множество новых методик. Около 50% всех конференций посвящены именно глаукоме.
На втором месте лечение миопии, а также лечение ночными линзами, дневными линзами, специальными очками – все это широко развивается.
На третьем месте травматология, конечно. Появились новые методики, стало гораздо проще оперировать. Широкое распространение получили современные микроскопы, появились целые кабинеты оказания первичной хирургической обработки, все очень быстро развивается.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дмитрий Александрович номинирован на премию «Врач года-2023», проголосовать за данного специалиста можно по ссылке. Чтобы проголосовать — нажмите на имя или фотографию кандидата на победу, а затем — на кнопку «Проголосовать». Вы можете проголосовать только за одного участника конкурса и повторно вернуться к голосованию спустя 24 часа. Победителями станут специалисты, набравшие наибольшее количество голосов. Голосование проходит до 9 августа.
Офтальмологическая клиника СЗГМУ им. И.И. Мечникова
Адрес: Санкт-Петербург, Заневский пр.1/82, вход в клинику со стороны набережной (Малоохтинский пр., метро «Новочеркасская».
Cправки по телефону: 8 (812) 303-51-11
04.08.2023
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter