166 лет со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева
Фигура Владимира Михайловича поражает неисчерпаемым охватом деятельности. Как исследователь Бехтерев вошел в историю науки в качестве выдающегося анатома, физиолога, невролога, психиатра, психолога. Немецкий профессор Копш, известный анатом, как-то сказал: «Знают прекрасно устройство мозга только двое – Бог и Бехтерев». Как организатор науки Бехтерев стал родоначальником 36 медицинских и медицинско-образовательных учреждений, основателем и редактором 12 научных журналов. Как общественный деятель, Бехтерев развернул и воплощал обширную общественно-гигиеническую программу в психиатрии и невропатологии, синтезируя собственно медицинскую проблематику с областями педагогики, общественного просвещения, культурного строительства и множеством иных социальных вопросов.
Общественная деятельность В. М. Бехтерева выходила далеко за пределы его родины. Еще в юности молодости Владимир Михайлович становится участником русско-турецкой войны 1877 – 78 гг. за освобождение Болгарии от турецкого ига. Он поддерживал активную связь с учеными славянских стран, привлекал их на отечественные съезды, участвовал в организованных ими научных конгрессах. В. М. Бехтерев наметил план связи Российской академии с академиями Балканских стран, разработал единый проект замещения кафедр профессорами в России и других славянских странах. Свой авторитет ученого Бехтерев обращал на защиту интересов России в критические для ее истории моменты. Достаточно вспомнить знаменитое обращение В.М. Бехтерева 1 января 1920 г. к врачам всего мира с призывом протеста против блокады Советской России- «неслыханного злодеяния цивилизованных стран, организующих массовое убийство наших граждан, особенно ни в чем не повинных детей и инвалидов».
В этом широчайшем поле научной и общественной деятельности ярко выражен интегрирующий, объединяющий посыл, в котором Бехтереву удалось:
– соединить различные области и разделы нейрологического знания в алгоритме: нейроанатомия – нейрофизиология – психология;
– связать нейрологию с социальным знанием, педагогикой и коллективной психологией, объединив их в концепции «коллективной рефлексологии»;
таковым синтезом стало и создание Психоневрологического института – уникального вуза, ставившего своей целью формирование целостного представления о человеке, преодолевающее рамки узкой профессиональной специализации.
Этот синтез носил подлинный характер – не механически суммируя различные отрасли знания, а пронизывая их едиными принципами, разработанными в русле естественнонаучного, медицинского познания. Эта концепция, созданная В.М. Бехтеревым, стала основой психоневрологической школы Петербурга-Ленинграда, открыла новые горизонты в мировой естественнонаучной мысли.
01.02.2023
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter