Практический курс «Коммуникативные навыки» для ординаторов: опыт и потенциал
В СЗГМУ им. И.И. Мечникова на базе кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии реализуется практический курс «Коммуникативные навыки» для ординаторов различных специальностей 2-го года обучения.
Введение в учебный план ординатуры курса «Коммуникативные навыки» связано с внедрением новой модели первичной аккредитации медицинских специалистов, предъявляющей определенные требования к развитию коммуникативных навыков молодых врачей (приоритетный проект «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами» – «Новые кадры современного здравоохранения»). В парадигме пациент-ориентированного лечебного взаимодействия коммуникативные навыки соотносятся с эффективностью профессиональной деятельности медиков, их психоэмоциональным благополучием и удовлетворенностью от работы, удовлетворенностью пациентов качеством оказания медицинских услуг и (опосредованно) влиянием на самочувствие и здоровье.
Практический курс «Коммуникативные навыки» для ординаторов реализуется третий год. Специфика коммуникативных навыков в том, что они не могут быть сформированы только «освоением теории», поэтому курс включает в себя активные методы обучения в формате группового взаимодействия: упражнения на отработку навыков самопрезентации врача, применение вербальных и невербальных средств коммуникации, технологии сопровождения пациента на этапах приспособления к тяжелому диагнозу, техники аргументации с применением метода экспертной оценки, групповые дискуссии, тренировку навыков саморегуляции эмоционального состояния и эффективного поведения в конфликте, развитие критичности в восприятии и оценке своего поведения и навыков самоконтроля с опорой на обратную связь.
В учебном взаимодействии с ординаторами выявляются их типичные психологические установки и представления о процессе коммуникации, способствующие и препятствующие достижению эффективного пациент-ориентированного общения врача, происходит соотнесение этих установок с собственным поведением и деятельностью.
Виктория Леонидовна Кокоренко, куратор направления «Коммуникативные навыки» для ординаторов, кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова:
«Как можно охарактеризовать уровень сформированности коммуникативных навыков у ординаторов 2-года обучения «на входе» в курс? В целом базовые коммуникативные навыки сформированы и обучающиеся могут их применять в пределах знакомых им ситуаций из опыта работы по специальности. Однако, при изменении условий коммуникативной ситуации (моделировании) обучающиеся затрудняются, испытывают состояние растерянности, путаются в применении тех или иных средств коммуникации и при последующем разборе «Что оказалось трудным?» проговаривают, что «неожиданно для себя были неприятно удивлены собственным результатом». Для многих ординаторов характерен дисбаланс между знаниями о коммуникации (в том или ином объеме они действительно есть) и коммуникативными умениями (умею ли я этим пользоваться и насколько эффективно). Кроме того, у обучающихся имеется психологическая установка «Коммуникация – это просто. Чему тут вообще учиться? Что сложного – задать вопрос? Зачем все эти «реверансы»? В обычной работе врача на это нет времени и все это не нужно». Очевидно, что такая установка не способствует мотивации к усвоению коммуникативных технологий, тормозит развитие профессиональной компетентности врача и создает препятствия для успешной профессиональной самореализации личности. Работу с мотивацией ординаторов на совершенствование коммуникативных навыков мы начинаем с обсуждения предстоящей задачи прохождения первичной аккредитации специалистов, с конкретизации уровня освоения коммуникативных навыков врача по чек-листу, с перечисления типичных ошибок, которые чаще всего отмечаются экспертами».
Отзывы ординаторов различных специальностей 2-го года обучения, прошедших практический курс «Коммуникативные навыки»:
«Это был очень интересный и полезный цикл! Для меня это имеет огромное значение, так как всегда имелись проблемы по части коммуникативных навыков»
«Хотела бы поблагодарить куратора курса, а также всех преподавателей, проводивших занятия в таком необычном формате. Спасибо за работу!»
«Хочу выразить благодарность за проведённый курс занятий по коммуникативным навыкам. После получения зачёта попробовала применить полученные знания в жизни. Получилось устранить конфликтную ситуацию использовав полученный опыт: отстоять свои права, говоря о том, что, понимаю ценность труда, о своих чувствах, о потере времени, предложив разрешить неприятную ситуацию. Спасибо Вам и всем преподавателям, за ценнейшие знания!»
«Считаю, что такой курс в более развёрнутом виде необходим (!) не только ординаторам, но и слушателям на всех стадиях обучения: студентам, аспирантам, слушателям программы профессиональной переподготовки и т.д.»
«Умение общаться приходит с опытом, за 4 дня этому не научиться, но соприкоснуться со знаниями, опробовать их на практике в форме тренинга/игры и начать понемногу использовать уже во врачебной практике – путь к развитию необходимого навыка, непосредственно влияющего на личную эффективность как в работе, так и в жизни в целом. Примите, пожалуйста, мою благодарность.»
17.11.2022
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter