Онлайн-дискуссия представителей российских медицинских университетов «Медицинское образование в эпоху пандемии»
Лопатин Захар Вадимович, к.м.н., начальник учебного управления Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова принял участие в онлайн-дискуссии «Медицинское образование в эпоху пандемии».
23 сентября на базе Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия представителей российских медицинских университетов, посвященная последствиям пандемии коронавируса относительно медицинского образования, а также его цифровой трансформации. Модератором дискуссии стал Александр Сафонов, академический директор Образовательной платформы «Юрайт».
Участниками дискуссии стали:
— Лопатин Захар Вадимович, кандидат медицинских наук, начальник учебного управления Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова;
— Черная Ирина Петровна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и менеджмента, проректор Тихоокеанского государственного медицинского университета;
— Мертенс Марина Николаевна, заведующая учебной частью Кубанского медицинского института.
Лопатин З.В. поделился с коллегами опытом Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова: «Полгода мы готовились к дистанционному преподаванию – было принято решение продублировать материалы, выдаваемые студентам, презентации, лекции, тесты – в электронную среду. Когда грянула пандемия, в течение месяца мы смогли перестроиться, еще через месяц ушли в дистант полностью. Также мы заранее закупили лицензию на конференцсвязь, что позволило вести лекции онлайн. Самым сложным оказалась организация ведения лекций через систему видеосвязи. В прошлом году ЗУМ был доступен госучреждениям, однако закупили лицензии на другую систему видео конференц-связи. У нас тысячи студентов, было бы нелегко, если бы заранее не было подготовленных ресурсов. Пандемия показала, что необходимо расширить наши инструменты, чтобы полностью перейти на новую образовательную среду. Ковид оказался стимулом для развития медицинского образования и технологий преподавания».
Начальник учебного управления СЗГМУ им. И.И. Мечникова рассказал о работе с высокотехнологичными инструментами: «Весной этого года в нашем университете была проведена олимпиада по терапии. Нам удалось увидеть реальные практические навыки студентов с помощью виртуальных симуляторов. Это был новый опыт – использовать разные симуляторы даже дома, однако только у половины студентов гаджеты соответствовали минимальным техническим требованиям. Часть заданий реализовали на платформе университета, часть выходила в конференцсвязи. Так половина занятия проходила в самостоятельном режиме – студенты решали тесты, затем обсуждали полученные результаты по видеосвязи. За полгода до пандемии мы начали активно использовать образовательные гранты, в рамках которых были созданы первые курсы. Мы стали изменять свои модели обучения, выстраивая процесс в зависимости от результатов».
Также эксперт подчеркнул сложность оценивания знаний студентов в онлайн-формате: «Наша сложность ещё в том, что студентов очень много. В очном режиме аттестация обычно не затягивается, но в дистанционном формате времени необходимо в два раза больше, поэтому приходилось изобретать новые формы контроля знаний студентов во время экзаменов. Результаты экзаменов в дистанте у многих были выше. Мы принимаем экзамены очно не одно десятилетие, а тут пришлось работать в новой среде – частично мы проводили экзамен очно, частично дистанционно. Ответов и бесед по ряду дисциплин в дистанте не было, вместо этого студенты решали задачи, но в это время работала видеосвязь. Та же система работала при поступлении по программам ординатуры и на собственных вступительных испытаниях. Администратор сидел перед компьютером проводил идентификацию личности, выдавал логин и пароль и наблюдал за тем, как абитуриент решал задания. Сейчас такой же алгоритм мы используем и на аккредитации, обеспечивая комиссию видеосвязью, чтобы не было передачи данных другим лицам. У некоторых есть суфлеры. Бывает, что люди выходят прямо к камере, бывает, что обучающийся не делает совсем ничего, но получает результат - в таких случаях результаты аннулируются. Организационно это очень сложно, какие-то дисциплины и модули хороши для аттестации в онлайн, но клинические дисциплины должны проверяться только через личный контакт».
Лопатин З.В. высказался о разнице подходов к медицинскому образованию со стороны отраслевых и классических университетов: «В любом классическом университете медицина преподается либо в отдельном факультете, либо вообще в институте. В мировой практике суть не меняется: преподавание в классическом университете осуществляется теми же педагогами, что и в медицинских вузах. Многие педагоги работают в одном учреждении практиками, а преподают в большом университете. Многое зависит от целей самой образовательной организации, как она позиционирует себя на рынке. У нас большое число студентов, группы большие. Чтобы управлять – нужны ресурсы. В классическом университете при таком потоке организация была бы проблемой, так как нет такой специальности в классическом вузе, где обучалось бы 5 тысяч человек».
Кроме того, Лопатин З.В. рассказал о перспективах работы в постпандемийную эпоху: «Мы продолжаем становиться более технологичными, развиваем информационную среду университета, сокращаем число ненужных перемещений, автоматизируем некоторые процессы. Не для сокращения работников, а чтобы не тратить много времени на простые операции. Развиваем электронное обучение, используем интерактивные инструменты, обновляем материально-техническую базу, закупаем компьютеры для педагогов и студентов, готовимся к следующему дистанционному прорыву. В плане педагогических технологий обращаем внимание на виртуальную реальность для подготовки врачей, имитации окружающей обстановки. Благодаря пандемии увеличилась доля практических занятий на симуляторах – долгое время контактировать с пациентами было просто нельзя. У нас появляются новые возможности».
06.10.2021
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter