Есть вопрос: Гордеева М.В. о приятых вещах в работе офтальмолога,
профилактике и лечении глаукомы, а также о контроле зрения
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается не менее 2,2 миллиарда случаев нарушения зрения или слепоты, причем более 1 миллиарда из них являются следствием отсутствия профилактики или лечения. В глобальных масштабах такое заболевание как глаукома является одной из основных причин нарушения зрения.
Сегодня, 6 марта, Всемирный день борьбы с глаукомой, главная цель которого – повышение осведомленности населения о профилактике и лечении этого заболевания. Отдел по связям с общественностью СЗГМУ им. И.И. Мечникова в рамках проекта «Есть вопрос» побеседовал с Гордеевой Мариной Владимировной, к.м.н., врачом-офтальмологом, лазерным хирургом Офтальмологической клиники СЗГМУ им. И.И. Мечникова о приятых вещах в работе офтальмолога, профилактике и лечении глаукомы, а также о контроле зрения.
Выбор профессии и работа
— Марина Владимировна, расскажите, пожалуйста, как вы связали свою жизнь с такой областью медицины, как офтальмология? Это было осознанное решение или череда случайностей?
— Безусловно, это было полностью осознанным решением. Еще на 3 курсе медицинского Университета я работала по выходным медицинской сестрой на офтальмологическом отделении областной больницы и уже тогда немного познакомилась с особенностями работы врача-офтальмолога. Уже потом, на цикле офтальмологии на 5 курсе, познакомилась непосредственно с глазными болезнями. Несмотря на то, что глаз такой маленький орган, офтальмологическая патология настолько разнообразна, что можно постоянно совершенствовать свои знания в различных направлениях, и это вызвало у меня большой интерес. Кроме того, эта специальность привлекла меня еще и тем, что она очень высокотехнологичная. В нашем распоряжении огромный арсенал диагностического и лечебного оборудования, включая новейшие лазерные технологии.
— Вы помните свой первый рабочий день? Первого пациента?
— Пожалуй, я не вспомню именно свой первый рабочий день и первого пациента, поскольку у нас, у врачей, обучение по своей специализации идет постепенно и длительно после окончания университета. После того, как я получила диплом врача, я год училась в интернатуре, потом два года в ординатуре и еще три года в аспирантуре по офтальмологии. И за все эти годы, будучи врачом-ординатором или аспирантом, мы осуществляем свою практическую деятельность, в том числе самостоятельно выполняем операции, только под контролем и ответственностью своего руководителя. Поэтому когда наступил мой первый самостоятельный рабочий день, я имела уже многолетний практический опыт работы с пациентами. Но при этом я очень хорошо помню ощущение ответственности за свои действия в первый рабочий день, поскольку больше не было рядом руководителя, и все решения нужно было принимать самостоятельно.
— В настоящий момент вы работаете врачом-офтальмологом, лазерным хирургом в Офтальмологической клиники СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Что вам больше всего нравится в своей работе? От чего получаете удовольствие?
— Мне практически все нравится в своей работе. Самое интересное – это постановка правильного диагноза. Я выбрала более узкую специализацию – ретинологию, то есть в основном работаю с заболеваниями сетчатки. Это, пожалуй, одна из наиболее сложных областей офтальмологии: она очень разнообразна по встречающейся патологии и требует мультимодального диагностического подхода. То есть пациенту нужно выполнить большое количество различных обследований, сложить этот «пазл» в своей голове и прийти к какому-то решению.
Также мне доставляет удовольствие и общение с пациентами. Большим преимуществом нашей клиники является то, что в амбулаторном режиме у нас достаточно времени на общение с пациентом, а это, на мой взгляд, очень важный этап всей консультации. Мало правильно поставить диагноз и назначить правильное лечение. Необходимо доступным языком донести всю информацию о состоянии пациента, о его болезни, об особенностях лечения. И только тогда, понимая всю ситуацию, пациент начинает с вами взаимодействовать и должным образом выполнять все назначения. К сожалению, зачастую в поликлиниках у врачей просто нет на это времени.
И, безусловно, сама по себе амбулаторная лазерная хирургия, особенно для женщины, на мой взгляд, является оптимальным вариантом. Все лазерные операции выполняются амбулаторно, прямо в кабинете, после чего пациент уходит домой. И сами лазерные операции тоже очень разные. Например, после лазерного удаления вторичной катаракты пациент, как правило, приходит на следующий день с идеальным зрением, тогда как еще вчера не видел и первую строчку таблицы. И это, конечно, мне очень нравится в моей работе.
Глаукома: профилактика, симптомы, факторы риска, диагностика и лечение
— Марина Владимировна, мы знаем, что глаукома – это хроническое заболевание, при котором поражается зрительный нерв, и может повышаться внутриглазное давление. При этом происходит это практически незаметно – человек может ничего не замечать. При поздней диагностике зрительные потери от глаукомы вернуть уже невозможно: специалисты могут лишь остановить прогрессирование глаукомы. Как же тогда можно себя обезопасить в условиях бессимптомного протекания болезни?
— Действительно это так. Чтобы избежать незаметного начала заболевания, всем людям старше 40 лет ежегодно нужно приходить на прием к офтальмологу, измерять внутриглазное давление. Но хочу отметить, что повышение внутриглазного давления не является абсолютным признаком начала глаукомы. Зачастую глаукома в глазу развивается, а внутриглазное давление остается в рамках общепринятой нормы – это так называемая глаукома псевдонормального давления. При этом врач при профилактическом осмотре может обратить внимание на изменения зрительного нерва и провести полную комплексную диагностику на глаукому, даже если пациента ничего не беспокоит.
— Возможно ли выделить симптомы, которые могут быть первыми признаками начала развития глаукомы?
— Да, есть некоторые симптомы, которые пациент замечает, особенно когда повышено внутриглазное давление. Это тяжесть в глазу, ломота, иногда болезненность, туман перед глазом, радужные круги вокруг источника света в темное время суток. Но не нужно самостоятельно искать у себя признаки какого-то конкретного заболевания. При появлении любых жалоб сразу же нужно обратиться к врачу.
— Риск развития глаукомы повышается с возрастом, особенно после 40-50 лет. А какие еще существуют основные факторы риска развития данного заболевания?
— Действительно, к группе риска следует отнести пациентов после 40 лет, как вы правильно отметили. Если есть глаукома у ближайших родственников, то это тоже определенный фактор риска. У пациентов с низким артериальным давлением риск развития глаукомы выше. А также есть некоторые особенности у пациентов с близорукостью высокой степени, что тоже относит их в группу риска.
— Какие на сегодняшний день направления в лечении глаукомы предлагает отечественная медицина, в том числе Офтальмологическая клиника СЗГМУ им. И.И. Мечникова?
— В первую очередь, это грамотное комплексное обследование и наблюдение за пациентами опытным врачом-глаукоматологом с использованием современных диагностических методик выявления глаукомы, таких как оптическая когерентная томография сетчатки и зрительного нерва по глаукомным программам. Это очень сложная категория пациентов, ведь лечение глаукомы пожизненное. Пациенты должны минимум раз в пол года проходить комплексное обследование, по результатам которого врач решает, может ли больной продолжить свое лечение в прежнем режиме (как правило начинают с закапывания капель) или нужно что-то менять в режиме лечения, может уже необходимо лазерное или хирургическое лечение глаукомы. Тогда это возможно выполнить в лазерном кабинете или на хирургическом отделении университета.
— Применяются ли в медицинской практике диагностики и лечения глаукомы новейшие достижения в области офтальмологии?
— Да, конечно. В нашей клинике, как я уже сказала, стоит современное диагностическое оборудование для диагностики глаукомы (ОКТ).
Также наши доктора работают с современными фармакологическими препаратами. Сейчас тенденция такова, что применяются препараты без консервантов, в монодозах. Врачи стараются подобрать оптимальные комбинированные препараты, чтобы при минимальной частоте закапывания эффект от лечения был максимальным.
На хирургических отделениях с целью повышения эффективности оперативного лечения глаукомы используются новейшие технологии – биоразлагаемые импланты (Glautex), а также при необходимости дренажные устройства (Express, Ahmed).
Контроль зрения
— В условиях цифровизации и развития новейших технологий настоящую жизнь сложно представить без смартфонов, планшетов, ноутбуков. Все эти гаджеты стали частью нашей жизни, причем их использование уже давно выходит за рамки развлечений – они необходимы людям на ежедневной основе в учебе и работе. Какое влияние оказывает эта тенденция на состояние нашего зрения? Повышается ли риск развития глазных заболеваний (в том числе глаукомы)?
— Избыточная нагрузка на зрение, связанная с мелким экраном смартфонов, приводит к сильному утомлению зрения, потенцированию развития близорукости и возникновению синдрома «сухого глаза». Непосредственного влияния на развитие глаукомы нет. В Японии законодательно запретили использование смартфонов и планшетов до 12 лет. Так как это ведет к утомляемости зрения, развитию неврозов. А синдром «сухого глаза» плохо сказывается на трудоспособности и успеваемости детей и взрослых, при этом приходится постоянно закапывать препараты искусственной слезы.
— Всё большую популярность набирают операции по лазерной коррекции зрения. Расскажите, пожалуйста, гарантируют ли такие операции отличное зрение в долгой перспективе? Снижается ли риск развития глазных болезней (в том числе глаукомы) после проведения лазерной коррекции зрения?
— Гарантии от таких операций в долгосрочной перспективе зависят от степени близорукости, которая приводит пациентов к офтальмохирургу. Малые степени близорукости (до 3-4 диоптрий) практически в 100% не дают возврата заболевания в течение всей жизни. При близорукости от 5 до 8 диоптрий примерно в 10-20% через 3-5 лет заболевание снова прогрессирует на 1-1,5 диоптрии. А при близорукости 9 диоптрий и более в 30% случаев снова может спрогрессировать заболевание до 1,5-2,0 диоптрий. Влияния самой эксимерлазерной операции на общие заболевания нет. Но в связи с более тонкой роговицей, пациенты с наследственной глаукомой требуют более тщательного контроля. Так как внутриглазное давление становиться ниже истинного на 3-5 мм рт. ст.
— Марина Владимировна, могли бы вы дать какие-то простые, но одновременно с этим важные и необходимые рекомендации по профилактике зрения для наших студентов? (например, зарядка для глаз, глазные капли, посещение офтальмолога и т.д.)
— Контроль офтальмолога 1 раз в год (особенно детям), пожалуй, будет лучшей профилактикой возникновения каких-либо непоправимых проблем. При возникновении любых симптомов не следует заниматься самолечением, тем более не стоит пытаться найти информацию в интернете. Нужно сразу же обратиться к врачу-офтальмологу. Увлажняющие капли на основе гиалуроновой кислоты могут быть полезны в любом возрасте для профилактики дестабилизации слезы. Зарядка для глаз дело, конечно, хорошее, но тут лучше сказать о гигиене зрения. Работать при хорошем освещении, соблюдать необходимое расстояние от книги (компьютера, гаджета) до глаз, делать перерывы в зрительной нагрузке каждые 45 минут. Играйте в настольный теннис или бадминтон –это будет лучшей зарядкой для глаз. При этом нужно понимать, и это уже доказано, что развитие близорукости в большей степени генетически запрограммировано. И если уже генетически так заложено, что близорукости суждено прогрессировать, то никакая зарядка для глаз тут не поможет.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter