От профессионального стандарта — к образовательному: в центре внимания ФУМО содержательная часть новых программ подготовки врачей медико-профилактического профиля
Совершенствование подготовки специалистов медико-профилактического профиля получило ускорение не вчера. И во многом оно стало возможным благодаря взаимодействию СЗГМУ им. И.И. Мечникова, на базе которого в последние годы прошло не одно всероссийское совещание по вопросам подготовки кадров, и главного работодателя выпускников медико-профилактических факультетов - Роспотребнадзора.
Представители медико-профилактических факультетов медицинских вузов страны – члены Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 32.00.00 «Науки о здоровье и профилактическая медицина», которое возглавляет ректор нашего Университета О.Г.Хурцилава, говорили о проблемах, вырабатывали позицию, обсуждали насущные вопросы подготовки специалистов медико-профилактического дела.
Ведь сегодня эта большая работа вышла на новый уровень, и мы, вероятно, на пороге качественных изменений в образовательном процессе. Дело в том, что 25 июня 2015 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №399-н был утвержден разработанный СЗГМУ им. И.И. Мечникова и Роспотребнадзором профессиональный стандарт специалиста в области медико-профилактического дела - свод необходимых знаний и навыков, умений врачей-гигиенистов, эпидемиологов, бактериологов, владение которыми свидетельствует обществу о профессионализме врача-профилактика.
Два года ушло на разработку и согласование, и, наконец, профессиональный стандарт утвержден, а специалисты медико-профилактического дела одними из первых в здравоохранении получили документ, определяющий требования к их профессиональной подготовке.
За утверждением профессионального стандарта последовал следующий этап – разработка государственного образовательного стандарта и, далее - образовательных программ, по которым следует учить студентов, чтобы реализовать задачи, поставленные стандартом. И этап этот оказался не менее сложным, чем предыдущий. К тому же в процессе согласования профессионального стандарта, последний подвергся существенному сокращению, так что образовательный должен восполнить все, что недоговорено или не расшифровано в профессиональном.
За разработку основ ФГОС четвертого поколения опять с энтузиазмом взялся наш Университет во главе с О.Г.Хурцилава. Почему? Отари Гивиевич готов объяснить этот феномен каждому, кто задастся таким вопросом: «мы наследники «САНгига», самого первого и до сих пор самого крупного вуза, готовящего гигиенистов и эпидемиологов нашей страны и не только, помним о традициях петербургской школы профилактики и хотим их преумножить, готовя специалистов, соответствующих запросам современного общества».
Так что, получается мы не просто «бежим впереди паровоза», а этим паровозом и являемся. А точнее, «локомотивом», который берет на себя миссию объединить и скоординировать усилия высшей школы, направленные на то, чтобы рынок получил специалистов-профилактиков, которые востребованы в стране с учетом всех современных вызовов. И в Роспотребнадзоре, и в его учреждениях и лабораториях, и в Минздраве, и в МВД, и в Минобороны и во всех других ведомствах и властных структурах, где работают выпускники медпрофа. А потому отстаиваем такие подходы к специальности, которые позволяют это сделать.
Нет, конечно, никакой самодеятельности в отрыве от профессиональной общественности и Роспотребнадзора. Все в рамках ФУМО, обсуждения с коллегами, учета мнений всех участников рынка. Но спустя три месяца после утверждения профстандарта Университету уже было, что предложить коллегам для глубокого анализа. И именно проект содержательной части образовательного стандарта, который можно и нужно обсуждать на всех уровнях, дополняя конкретными предложениями. На сегодняшний день состоялось уже два раута серьезных переговоров и обсуждений на площадке ФУМО по ФГОС четвертого поколения, не считая рабочих контактов, согласований позиций и обобщения предложений членов объединения.
Совещание ФУМО по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина «О разработке нового федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и образовательных программ в соответствии с требованиями профессионального стандарта специалиста в области медико-профилактического дела» прошло 24 ноября и 11 декабря.
Приоритетные задачи ФУМО определил на совещании его председатель О.Г.Хурциалава, о разработке проекта образовательного стандарта сообщил сопредседатель ФУМО А.В.Мельцер, представили свое видение члены ФУМО – представители нашего Университета: Л.А.Аликбаева, Л.П.Зуева, С.Л.Плавинский, Е.С.Трегубова, В.Г.Радченко, С.И.Савельев, С.В.Костюкевич, Н.В.Васильева.
Позицию Роспотребнадзора в рамках совещания озвучили: заместитель директора по научной работе ФБУН НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора В.Г.Акимкин и начальник отдела непрерывного образования и гигиенического воспитания управления кадров Роспотребнадзора Т.И.Аристова.
В ноябрьской части совещания в обсуждении вопросов разработки нового ФГОС приняли участие ведущие представители гигиенических школ: Ю.В.Несвижский (г.Москва), Г.М.Насыбуллина (г.Екатеринбург), А.Г.Сетко (г.Оренбург), Л.М.Фатхутдинова (г.Казань), Т.В.Поздеева (г.Н.Новгород), Е.В.Коськина (г.Кемерово), Н.Н.Малютина (г.Пермь). В декабре вопросы обсуждались более камерно - эпидемиологами. Они могли не только выступить с докладами, но и обсудить проблемы в рамках круглого стола, в котором активное участие приняли участие такие мэтры, как Л.П.Зуева, В.Л.Стасенко, И.В.Фельдблюм, А.Д.Ботвинкин, А.Я.Миндлина, Е.Б.Брусина, О.В.Кавалишина, представляющие ведущие школы эпидемиологии страны.
Споры были, вопросы возникали, но все сошлись во мнении ,что главная победа на сегодняшний день это то, что в конечном счете на высшем уровне удалось отстоять квалификацию врача-профилактика, а значит, необходимо сделать все, чтобы уровень его подготовки был способен удовлетворить самого взыскательного работодателя. Стране нужен не узкий специалист, а полноценный врач с широким диапазоном знаний, сбалансированным с быстроменяющимися требованиями санитарно-эпидемиологического благополучия.
В результате члены ФУМО пришли к консенсусу, сформировали согласованную резолюцию. А основными целевыми установками при разработке ФГОС 4 поколения определены компетентностно- и практикоориентированность. В ближайшей перспективе будут разработаны примерные рабочие программы по дисциплинам, создан совет для решения междисциплинарных вопросов, предложены программы учебной и производственной практики, начата работа по разработке учебной литературы для студентов медико-профилактического факультета с учётом компетенций ФГОС.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter